Добро пожаловать!
Я рада поделиться своей методической копилкой!

Урок Луга в природе


Тема: Луга в природных зонах.
Цель:
Ø  Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
Ø  Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
Ø  «Детская» цель проекта (цель деятельности детей): «открыть» свою «планету» и стать ее заботливыми хозяевами, как маленький принц из сказки А. Экзюпери.
Задачи:
Ø  познакомить учащихся с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, складывающимися в природных сообществах;
Ø  показать возможное негативное воздействие на природные сообщества человеком, познакомить с природоохранными мероприятиями по сохранению красоты и разнообразия растений и животных, с правилами экологически грамотного поведения с целью сохранения природных балансов;
Ø  продолжить развитие экологического мышления, умения выявлять причинно-следственные связи и зависимости, умений обобщать и систематизировать знания;
Ø  воспитывать гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе, эстетические чувства и чувства ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.
Основной метод: проектная методика.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point таблица «Сообщества. Луг», опорная схема «Луг – природное сообщество», иллюстрации учащихся, модели цепей питания, Красная книга Оренбургской области.
Литература:
  1. Сергеев В. Викторина по географии – М., 2002.
  2. Узорова О.В. Окружающий мир – М., 2002.
  3. Плешаков А.А. От Земли до неба – М., 2000.
  4. Детская энциклопедия. /тт. 1,2,4,7, - М., 1980.
  5. Журнал «Начальная школа», 2006. № 10
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. Вузов и системы повышения  квалификации пед.кадров / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петро; Под редакцией Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  7. Красная книга Оренбургской области.
  8. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.
Ход урока.
I.                   Организационный момент.
II.                Сообщение темы урока. Мотивация.

  1. Чтение отрывка из сказки («Литературное чтение», с.187).
- Есть такое твердое правило, - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
- Герой какого произведения следовал этому правилу?
- Да, это Маленький принц из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.  У меня в руках обращение к тем, кто мечтает стать Маленьким принцем нашей планеты.
 2. Чтение письма-обращения к юным друзьям.
Музыкальная заставка «Маленький принц».
Здравствуй, юный друг!
Ты, наверное, мечтал стать однажды сказочным принцем или принцессой, чтобы творить чудеса в своем царстве и видеть, как все люди, животные, даже растения радуются при встрече с тобой…
«Детские фантазии», - скажут тебе в ответ серьезные взрослые. Но давай не будем торопиться стать такими взрослыми, которые уже не верят в добрые сказки.
Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» поможет тебе осуществить свою мечту. В ней Маленький принц делится своими секретами. У него, как и у тебя, есть своя планета, - правда, она намного меньше, чем Земля. Но надо что-то придумать, ведь нашей планете тоже хочется иметь своего Маленького принца. Она так устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов, скважин и котлованов – от того, как беззаботно относится к ней человек. Земля уже не может уберечь от гибели целые виды зверей, птиц и рыб… Да и самого человека она не в силах оградить от последствий его же неразумных поступков.
Слышишь, малыш, Земля просит о помощи! Земля ждет своего Маленького принца. Может быть, ТЫ сумеешь им стать? Стать хорошим хозяином своей планеты, действовать на радость людям, животным, растениям.
«Хозяином всей Земли?» - удивляешься ты. Нет, малыш. На такой огромной планете, как наша, должно быть много маленьких принцев и принцесс, которые вместе смогли бы оберегать ее. Что же делать нам?
3. Выбор «планеты».
- У Маленького принца планета была вся-то величиной с дом.
- Мы выберем небольшой участок нашей огромной планеты Земля, чтобы принести пользу и этому участку, и всей огромной планете Земля; так, чтобы на нашей планете стало еще одним уголком краше; так, чтобы растения и животные почувствовали, что на ней появился заботливый хозяин, и сказали бы ему спасибо.
1. Отгадывание кроссворда  (на доске)
 1.
П
Ч
Е
Л
А








2.
Ж
У
К









3.
Г
У
С
Е
Н
И
Ц
А

1. Что за насекомое?
Сладким угощает,
Да больно кусает?   (Пчела)
3. Волосата, зелена
    В листьях прячется она.
    Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.      (Гусеница)
2. Летит - воет,
    Сядет – роет.  (Жук)
- Итак, планета, которую мы открыли сегодня для себя   - это луг.
Рассматривая природные зоны, мы узнали, как приспосабливаются растения, животные и люди к разным климатическим условиям, к совместному обитанию, обратили на экологические проблемы, которые приходится решать живущим там людям.
Все растения и животные, которые обитают и взаимодействуют в определенной среде, составляют его природное сообщество. 
    Цель: Нам нужно исследовать этот объект и представить убедительные доказательства того, что луг – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.
Основополагающий вопрос. Является ли луг природным сообществом?
 1.  Сообщение плана урока.
- Мы должны наметить план своих действий, что сделаем сначала, а что – потом.
План урока.
а) Как живет луг ? (изучение растений).
б) Многообразие животных луга.
в) Невидимые нити природы.
III. Введение в проблему.
 Лексическое значение слова «луг». Словарь Ожегова.
Луг – участок, покрытый травянистой растительностью.
Луг – луга, лугов; заливные луга, альпийские луга (горные); лужок, луговой, луговая растительность, луговой волк, луговина (разг.) луговинный (-ая, -ое).
Луговодство – разработка и использование лугов, сенокосов, пастбищ как отрасль растениеводства. Луговодческий (-ая, -ое)
Лужайка – небольшой луг, лесная поляна.
- Какое определение лугу дано в учебнике?
(Луга – это безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью)
Учитель: В отличие от степи, где произрастают засухоустойчивые растения, на лугу растут влаголюбивые травы. Луга есть в лесной зоне – поляна, в степи и в горах. В степях деревья не растут из-за недостатка влаги. На лугах тоже не растут, но по другой причине: на лугах сплошной травяной покров. В степной зоне луга располагаются в долине рек, могут покрывать дно и склоны оврагов. Особенно пышные травы на лугах, которые весной заливаются талыми водами. Верхний слой луговой почвы называют дерном. Он богат перегноем.
- А теперь за дело! Помните: многое придется придумывать, делать, узнавать самостоятельно. Удачи вам!
IY. Работа над проблемой.
1. Экологические зарисовки.
- Сейчас мы послушаем «донесения» наших «разведчиков».
1. Растения луга.
- Первая группа познакомит нас с растительностью луга (Руководитель группы сообщает, как готовились, какие источники использовали. Картинка с кратким описание растения).
Клевер – Борисов Ваня;                            Ромашка – Бачурин Данила
Мятлик – Снежко Рома;                            Тимофеевка – Смагулова Эля
б) Чтение стихотворения о луге в рабочей тетради.
2. «Разведчики» второй группы расскажут нам о животных луга.
Семенов Саша – о жуках;                              Куздыбаева Карина – о шмелях;
Бутенко Саша – о кузнечике;                        Суслина Даша – о мышах.
3. «Мозговой штурм»
Каждая группа загадывает загадки о животных и растениях.
3. Экологическое моделирование.
а) Экологическая «сценка».
- Как связаны между собой шмель и человек?
Сел шмель на цветок. Он питается нектаром  и заодно опыляет растение. Если не будет шмелей, не будет опыления, и такая кормовая трава, как клевер, не даст семян, не появятся новые растения, и клевер совсем может исчезнуть с наших лугов. Если исчезнет клевер, то нечем будет питаться многим сельскохозяйственным животным, которых человек специально разводит, чтобы получать необходимые для жизни мясо, молоко, жир, шерсть, кожу.
- Так какая же пищевая цепь вырисовывается?
ШМЕЛЬ – КЛЕВЕР – С/Х ЖИВОТНЫЕ – ЧЕЛОВЕК(картинки)
- Вот как, оказывается связаны между собой, казалось бы, далекие друг от друга, - человек, с/хозяйственные животные, обыкновенный шмель и клевер.
4. Экологическое прогнозирование.
Каждый день по телевизору передают прогноз погоды – это научное предположение о будущем состоянии погоды. На основе произведенных исследований, мы тоже можем составить прогнозы, только экологические, позволяющие предвидеть результаты нарушения существующих в природе взаимосвязей.
- Что произойдет, если цепочка разорвется, исчезнут шмели?
- Почему жука-навозника и жука-могильщика называют санитарами? (перерабатывают погибшие растения, животных, образуя цепи разложения и обогащая почву перегноем).
- Если насекомых-санитаров будет достаточное количество, то они непременно будут содержать луг в образцовой чистоте.
ВЫВОД: Как видите, ребята, на лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Все они связаны между собой. И мы сейчас докажем это при помощи составления цепей питания.
            V. Закрепление.
1. Экологическое моделирование в группах. (Даются картинки растений и животных луга).
а) I группа - ЛИСТЬЯ, ГУСЕНИЦА, ПТИЦА;
б) II группа -  НЕКТАР, МУХА, ЯЩЕРИЦА; 
в) III группа - ГРИБЫ, ПОЛЕВКА, СОВА.
2. Представление результатов исследования. Моделирование цепей питания.
            а) Чтение стихотворения.
Вот на зеленый стебелек
Садится пестрый мотылек,
Попил нектар со всех цветков,
Их опылил – и  в путь готов.
Но тут попался – Боже мой!
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве.
И куча птенчиков в гнезде.
И уж конечно, их помет
Питанье травушке дает.
VI. Обобщение.
- Какой уголок планеты мы обследовали, как он называется?
1. Составление схемы (таблицы) «ЛУГ – природное сообщество». Сначала вывешивается табличка «ЛУГ», потом прикрепляются остальные слова на карточках.
ЛУГ – ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО.
РАСТЕНИЯ
ЖИВОТНЫЕ
Тысячелистник
Нивяник
Колокольчик
Клевер
Мятлик
Тимофеевка
Лисохвост

Насекомые
Пчелы
Бабочки
Цветочные мухи
Гусеницы
Жуки-навозники
Жуки-могильщики
Звери
Мыши полевки
Птицы
Перепел
Коростель
трясогузка
Земноводные
Жаба
Пресмыкаю-щиеся
Ящерица  
Грибы
Опенок
шампиньоны
2. Моделирование планеты.
Учитель:  Среди глобальных проблем охраны природной среды одной из наиболее острых является сохранение биологического разнообразия на планете.
- Какой вы хотели бы видеть свою планету?
- Составьте карту-схему своей планеты, обозначьте на ней самые важные объекты.
- Карта-схема вашей планеты может выглядеть так: … (показ рисунка)
(Ученики в группе прикрепляют элементы планеты: растения, животные, люди, скворечник…)
- Как вы думаете, как нужно себя вести, чтобы сохранить эту красоту?
3. Моделирование знаков. «Запрещающие знаки моей планеты».
- Отметьте на карте объекты, откуда могут поступать сигналы бедствия.
- Какие запрещающие знаки вы поставили бы на своей планете? Объясните свое решение.
4. Работа с учебником. Чтение статьи «Как человек использует луг?»
- Подумайте и выберите меры борьбы по предупреждению бедствий.
- Какое творческое название вы бы дали нашему проекту? Выберите, объясните свой выбор.
А) Живая душа природы.
Б) Знания во спасение.
В) Заповедная планета.
- За что планета могла бы сказать тебе спасибо? (Ответы детей)
        Чтение стихотворения учениками.
Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!
VII. Домашнее задание.
1. Знакомство со структурой проекта. (дидактический материал)
- Посмотрите на эти слова: цель, подготовка, план, выполнение, подведение итогов.
- Эти слова обозначают основные этапы проекта:
- ставлю перед собой цель;
- намечаю план движения к этой цели, готовлюсь к его выполнению;
- выполняю свой план;
- подвожу итоги работы.
VIII. Обобщение.
- Сегодня мы выполняли экопроект. Если произнести первую часть слова полностью, то получится экологический проект. Слово ЭКОЛОГИЯ (в переводе «ЭКОС» обозначает «дом») вы, наверное, слышите часто. Его используют, когда говорят об отношениях человека с природой. Например, называют экологически чистыми те участки нашей планеты, где человек дружит с природой, заботится о ней. А экологически грязными называют территории Земли, отравленные химикатами, засыпанные мусором, задымленные выхлопными газами… Чем больше будет на нашей планете чистых уголков, тем лучше будет наша Земля, тем легче станет жить на ней и самому человеку. Для этого выполняются экологические проекты.
2. Стихотворение (читает ученик).
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
Все, что нужно год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без полей, лесов и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом.
- Какие еще проекты вы могли бы сделать?
- Постарайся услышать сигнал тревоги, поступающий от растений и животных ближайшего окружения – во дворе своего дома, в парке, на улице… Обсуди со взрослыми план своих действий. За помощью и советом вы можете обращаться к своим старшим друзьям, учителям, родителям.
3.   Стенд «Каждой пичужке – наша кормушка». (Оформлен к уроку)
- Мы обязательно примем участие в областном конкурсе «Зеркало природы», отправим эти фотографии. Спасибо всем, кто позаботился о птицах, сделал кормушки. А скворцам подарим скворечники.
IX. Рефлексия. «Экологический светофор».
1. Моделирование правил поведения в природе с использование текста «Путешествие в мир природы».
Красный – запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.
Желтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
Зеленый – разрешает, поощряет действия, помогающие растениям, животным и людям.
X. Итог урока.
- Ребята давайте обратимся к сказке А.Экзюпери «Маленький принц».
- Какие важные мысли из прочитанной сказки понравились и запомнились вам?
- Постарайтесь все время следовать этим советам. Удачи вам! Я верю, планета скажет вам спасибо.