Добро пожаловать!
Я рада поделиться своей методической копилкой!

Ученический проект Украсим школьный двор

Аннотация к проекту «Украсим школьный двор».

Проект «Украсим школьный двор», авторами которого являются учащиеся 4в класса Матяшов Дима и Ахманаева Оля, решает проблему благоустройства школьного двора. Актуальность организации пространства пришкольного участка послужила идее обучения учащихся основам проектирования ландшафтного дизайна.
Продуктами работы над проектом стал генеральный плана будущего школьного двора, смета на расходы, перспективные рисунки отдельных элементов ландшафта, рекомендации по разбивке цветников, ассортиментная ведомость посадочного материала для цветников и клумб.
Защита проекта состоялась в 2008 - 2009 учебном году на научно-практической конференции «Школьная весна» научного общества учащихся «Корни». Проект занял I место.
К проекту прилагается презентация проекта «Украсим свою школу» и буклет «Как устроить цветник?» - результат самостоятельных исследований учащихся и их родителей в рамках учебного проекта, распечатка слайдов презентации, презентация «НОУ начальных классов».

Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный, ролевой
По предметно-содержательной области: межпредметный
По количеству участников проекта: парный
По времени проведения: продолжительный
По характеру контактов: в рамках школы
Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: технология
Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: технология
Методы, использованные в работе над проектом:анкетирование, проектный,практический
метод сотрудничества
Форма представления проекта:презентация,буклет
Образовательные и культурно-просветительные учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы
Оборудование, использованное в рамках проекта

I. Материалы и инструменты:
• лист ватмана, чертежные принадлежности;
• измерительные приборы (рулетка);
• семена цветов;
• белила.

Словарь исследователя:
 Архитектор – (лат. archi – главный, tektos – строить, возводить) главный человек, обладающий искусством проектировать, строить и возводить.
 Генеральный план – чертеж, раскрывающий форму и границы участка, все существующие проектируемые здания, постройки и сооружения, зеленые насаждения и водоемы, дороги и пр.
 Дизайн – (англ. Design – замысел, проект, чертеж, рисунок) термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды, художественное конструирование предметов, интерьеров.
 Эстетика – область художественной деятельности людей. Техническая эстетика изучает социально-культурные, эстетические и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.
 Ландшафт – (нем. Landshaft) в искусстве – изображение какой-либо местности, то же, что и пейзаж.
 Ландшафтный дизайнер – человек, обладающий умением благоустраивать территорию приусадебного участка: разбивка клумб, дорожек, цветников и т.д.
 Бордюры - узкие и длинные посадки цветов, образующие живой ковер.
 Дендроплан – посадочный чертеж, который отображает схему насаждений, клумб, цветников, а также всех растительных объектов.
 Рабатка – прямоугольная вытянутая цветник-грядка, расположенная вдоль дорожки по одной или двум сторонам или по центру.
 Солитер – одиночные посадки цветочных или декоративно лиственных видов (мальва, пион, клещевина и т.п.)
 Партер – сложный цветник, включающий в композицию газоны, цветник, клумбы, рабатки, бордюры, фонтаны, скульптуры, вазы, бассейн.
 Менеджер – специалист по управлению производством, работой предприятия.

Педагогические цели, поставленные руководителем в рамках учебного проекта

Дидактические:

• Формировать навыки самостоятельной работы.
• Формировать компетентность в сфере познавательной деятельности.
• Развивать умение сформулировать задачу и решить ее.
• Развивать индивидуальные креативные способности, предоставлять условия для их самореализации и саморазвития.
• Формировать основы проектного мышления.
• Закреплять представление о четырехугольниках и их основных свойствах.
• Научить школьников определять периметр четырехугольников (прямоугольника, квадрата, ромба) и применять свойства фигур на практике.
• Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов.
• Учить проводить исследования и делать выводы.
• Учить применять полученные знания на практике.
• Учить излагать свои мысли устно и письменно кратко.

Методические:

Изучение ландшафтного проектирования как вида деятельности.
Организовать процесс проектирования среди учащихся. Объединить в данном коллективе ребят, эстетически мыслящих, способных создавать интерьеры, оформлять школу, рекреации, классы и актовый зал, которые смогут сделать школьное помещение, двор красивым, уютным, радующим глаз.
Прививать участникам первоначальные навыки в области оформительского дела, дизайна интерьеров и ландшафта (с привлечением педагогов и родителей-профессионалов).
Создавать в школе всеми возможными средствами атмосферу комфорта и уюта, способствовать развитию у учащихся и родителей эстетического вкуса, ощущения «Общего дома».
Предоставить учащимся практику в разработке крупного проекта, используя при этом знания в области математики, экономики (бизнеса), биологии, ботаники, географии, дизайна, технологии.
Рассмотреть цветочный мир в своем городе, цветовой спектр, особенности роста.
Воспитание любви к родному краю, гражданской позиции.

Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта:

1. Поглазова О. В. Окружающий мир. Учебник для 2, 3 классов
2. «Приусадебное хозяйство». ВО «Агропромиздат», приложение к журналу «Сельская новь», №1, 1990.
3. «Приусадебное хозяйство». ВО «Агропромиздат», приложение к журналу «Сельская новь», №3, 1992.
4. Береснева Н.Б., Михайлова А.А. Ландшафтное проектирование пришкольного участка. //Первое сентября, Биология. 2007. – №8, 9.
5. Дроган М.В. Основы школьного декоративно-оформительского искусства: учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 1983.
6. Ландшафтный дизайн. 1999, №4.

Тема проекта: «Украсим школьный двор»

Стратегическая цель: формирование основ проектного мышления.

Цели проекта:
1. Оказание практической помощи в благоустройстве пришкольного участка.
2. Использовать возможность применения полученных знаний в быту.

Задачи:
Обследовать состояние участка.
Разработать эскизное проектирование школьного двора.
Произвести расчеты и составить смету проекта.
Дать оценку успешности продвижения в работе.
Представить проект для обсуждения.
Сделать выводы исследования.

Объект исследования: дизайн школьного двора
Предмет исследования: школьный двор
Результат исследования: разработка плана школьного двора, создание его проекта с целью реализации.

Постановка проблемы: наш школьный двор используется для разных целей: и как спортивная площадка, и как зона отдыха. Но, на наш взгляд, дизайн площадки неинтересен. Поэтому мы задумались над вопросом, как украсить наш школьный двор. Для этого решили разработать план школьного двора, чтобы он был более привлекателен и отвечал интересам и задачам всех участников учебного процесса

Проблемный вопрос: как благоустроить наш школьный двор?

Распределение ролей:
 Ахманаева Оля - бухгалтер-экономист, ландшафтный дизайнер – производит расчеты и составляет итоговую смету проекта, его стоимость с соответствующим обоснованием в конце исследования; производит геодезическую или планиметрическую съемку участка, подбирает соответствующие растения для участка.

 Матяшов Дима – менеджер, архитектор – проектирует план двора и наносит совместно обсужденный чертеж проекта на ватман, зачитывает все инструкции, докладывает проект группы.

Аннотация проекта
Наша фирма «Ландшафт» представляет проект «Украсим школьный двор». Сотрудники фирмы Ахманаева Оля - бухгалтер-экономист, ландшафтный дизайнер, и Матяшов Дима - менеджер, архитектор проектировали план участка, производили расчеты и составляли итоговую смету проекта, его стоимость с соответствующим обоснованием в конце исследования; выполняли геодезическую или планиметрическую съемку и подбирали соответствующие растения для участка.
Проект посвящен решению нескольких проблем: выбор форм цветочных клумб и бордюров, исследование свойств растений и периоды их цветения, оптимальное их расположение в зависимости от формы клумбы и спектра цветовых сочетаний, рациональное распределение работы и материальных и финансовых затрат. Решение всех этих проблем сводятся к одному – благоустройству школьного двора, что и стало целью нашей работы – украсить школьный двор.
Проблемными вопросами нашего проекта стали:
1. Геометрия в саду – это возможно?
2. Какие материалы потребуются для осуществления проекта?
3. Планирование посадки растений. Сложно ли это?
4. Цветы, какой цветовой гаммы возможны в нашем саду?
5. Возможности экономного использования материалов.
В процессе работы над проектом мы провели опрос учащихся, каким бы хотели видеть школьный двор, что хотели бы иметь на нем?
Составили расчеты и смету проекта.
Наш проект связан с другими предметами – математикой, экономикой (бизнесом), окружающим миром, изобразительным искусством, технологией.
Результаты исследования представлены в виде презентации, буклета. Продуктами работы над проектом стал генеральный плана будущего школьного двора, смета на расходы, перспективные рисунки отдельных элементов ландшафта, рекомендации по разбивке цветников, ассортиментная ведомость посадочного материала для цветников и клумб.
Спроектированные цветочные клумбы будут разбиты весной на радость всем школьникам, учителям, родителям.

Условия реализации проекта:
Наличие участников проекта: автора проекта, консультанта, помощь родителей.
Свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного мнения по проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Наличие необходимого программно-технического обеспечения: компьютер, принтер, сканер, проекционная система.
Четкое распределение и выполнение обязанностей в группе.
Благоприятная морально-психологическая обстановка.
Осознание значимости приобретенных знаний, умений: где, каким образом и для каких целей эти знания и умения могут быть применены.

Критерии и показатели эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта происходит на основании следующих критериев:
Универсальность:
• Насколько планируемый школьный двор будет отвечать интересам всех участников учебно-воспитательного процесса?
• Можно ли будет использовать школьный двор в любое время года?
Безопасность:
• Насколько безопасен проект для школьников?
• Можно ли ожидать каких-либо неприятностей, неожиданностей?
Эстетика:
• Считаете ли вы свой проект эстетичным?
• Смогут ли учащиеся данной школы чувствовать себя комфортно?
Эффективность затрат:
• Все ли деньги израсходованы?
• Потребовались ли дополнительные средства?
Инновации:
• Насколько проект необычен?
• Использовались ли в проекте материалы в каком-то новом необычном аспекте?
• Реализуемость в современных условиях.

Показателями эффективности проекта являются:
1. Осознание важности проблемы.
2. Воспитание гражданина России, патриота своей страны и родного края, активной личности.
3. Повышение интереса к познанию окружающего мира.
4. Создание буклета, презентации, дидактического материала по теме исследования.
Лист планирования содержания и этапов проекта

Этапы
Содержание деятельности

I этап
поисковый.Определение тематического поля и темы проекта.
Поиск и анализ проблемы.
Выдвижение гипотезы проекта.
Постановка цели проекта.
Обсуждение методов исследования

II этап
аналитический Анализ имеющийся информации.
Поиск оптимального способа достижения цели проекта.
Построение алгоритма деятельности.
Пошаговое планирование работы
III этап
практический Ландшафтное проектирование:
- обследование состояние участка (визуальное, топографическая съемка, анализ почвы, характеристика гидрологии участка, инвентаризация имеющейся растительности, изучение освещенности участка в разное время суток)
- разработка общей концепции, эскизное проектирование.
IV этап
презентационный Оформление конечных результатов:
- подготовка проектно-конструкторской документации (генеральный план, разбивочный и посадочный чертежи, ассортиментная ведомость посадочного материала, график работ, смета).
Реализация проекта.
Подготовка и проведение презентации, «защиты» проекта.
V этап
Анализ результатов.
Корректировка.
Оценка качества проекта.

Возможные риски при реализации идеи:
Риски Способы предотвращения
Отсутствие материальной базы, финансов
 Внести в смету годового плана школы расходы на реконструкцию школьного двора

Психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации
 Распространение информации о достоинствах и престиже участия в исследовательской деятельности;
 Формирование оптимальной системы стимулирования
 Поддержка идей учащихся.
Загруженность учащихся основной учебной работой, участие в ДОУ  Рациональная организация труда всех участников проекта;
 Обучение работе всех участников проекта;
 Соотношение реальных возможностей учащихся с поставленными целями и задачами проекта.
Форс-мажорные обстоятельства
 Состояние здоровья участников проекта.
Несостоятельность использования проекта
 Заинтересовать ответственных лиц в необходимости реализации данной идеи участников проекта.

Выводы по проекту:
• Замечать и, по возможности, исправлять то негативное, что есть в оформлении школы и прилегающей территории.
• Проявлять инициативу в изменении оформления и способствовать сохранению школьного имущества.

Цветы:
• Ноготки
• Бархатцы
• Космея
• Ирисы • Астры
• Шалфей
• Гвоздика
Генеральный план
Генеральный план – чертеж, раскрывающий форму и границы участка, все существующие проектируемые здания, постройки и сооружения, зеленые насаждения и водоемы, дороги и пр.
Генеральный план выполнен в масштабе 1:100. В верхнем левом углу генерального плана указано направление сторон света.

Алгоритм чтения генерального плана.

Границы, форма и площадь земельного участка.
Форма участка - прямоугольник
Площадь всего уч. – 6400 м2
Площадь уч. для разбивки цветника - 280 м2
Ориентация участка и всех сооружений на участке относительно сторон света. Участок расположен на западной стороне относительно школы.
Рациональный масштаб изображения. М 1:100
Количество строений, их назначение и форма.
1 здание - школа
Форма здания - буква «Н»
Расположение, количество и характер зеленых насаждений, цветников, клумб.
На территории посажены деревья - тополя, клены, березы; кустарники – смородина, акация.
Разбиты цветник и рабатки для посадки растений: космеи, ноготков, бархатцев.
Дороги и подъездные пути к участку.
Проложены дорожки: с запада на восток и с севера на юг для пешеходов и въезда служебных машин для вывоза отходов и подвоза продуктов для столовой.
1. Очертания границ земельного участка. Очертания границ земельного участка показаны на чертеже генерального плана.